Как сделать садовые дорожки своими руками — пошаговая инструкция изготовления и фото идеи из цемента, камня, щебня, дерева

Для уютного и полноценного дачного участка или загородного дома важно всё — высаженные кустарники и растущие в клумбах растения, дополнительные строения в виде беседок и отдельных территорий для отдыха. Всё перечисленное великолепие между собой соединяют тропинки или полноценные дорожки.

Выбору, планировке и выполнению которых и будет посвящена данная статья.

Содержание

Типы дорожек и их планировка

Два основных типа дорожек

Дорожки — это часть инженерной конструкции любого участка, связывающая в единую сеть разрозненные зоны на общей территории. Как правило, это центральные ворота, жилое здание, гараж, летний кухонный пристрой, место отдыха и отдельные тропинки к цветникам, парнику и грядкам.

Очень велика эстетическая часть описываемого элемента ландшафта, так как конфигурация дорожек и тип применяемого покрывающего материала окажут значительное впечатление о территории целиком.

Дорожки разделяют на два вида — основные и дополнительные:

  • основные — проходят от центральных ворот через участок к дому и от дома к основным хозяйственным постройкам. Они подразумевают увеличенную нагрузку. Исходя из этого их монтируют с применением максимально надёжных материалов;
  • дополнительные — увеличивают степень комфорта. Их мостят, чтобы не наступать после осадков на сырую и грязную поверхность. Направляют вспомогательные тропинки чаще всего к месту отдыха, где располагают гамак, качели, зону для игр, бассейн и беседку с мангалом.

Первый вид дорожек может ещё называться как главные или рабочие. Второй вид вспомогательных дорожек часто указывают как второстепенные или прогулочные.

На местностях с выраженным рельефом практичнее смонтировать оригинальную лестницу с оптимальным размером ступеней 0,15 м высотой и 0,20-0,40 м шириной.

Важно! Классификация подразумевает силу предполагаемой нагрузки. Есть значительная разница в том, если по дороге будут периодически ездить машины, гружёная техника или будут просто перемещаться люди.

Совет! Если есть возможность сделать покрытие центральной дороги участка одним материалом с цоколем основного жилого здания, то сделайте это непременно, так общий вид станет единым и презентабельным.

Профессиональная планировка дорожек

Разметка расположения дорожек по территории участка начинается с подробного эскиза.

 

Учитывается во время разметки дорог:

  • рельеф участка;
  • залегание грунтовых вод;
  • местонахождение готовых и планируемых построек;
  • наличие массивных насаждений;
  • характеристика грунта.

Советы специалистов укладываются в перечисленные далее пункты:

  • в местах пересечения дорожек избегайте прямых, а тем более острых углов;
  • выигрышны визуально спланированные дугообразные формы с травянистым бортиком;
  • чем ближе участок к первозданному облику, тем замысловатее получается дорожная сеть, исключая центральную;
  • идеальные прямые короткие дорожки могут получиться только на исключительно прямом ландшафте с отсутствием деревьев или крупных кустов, которые нужно обходить;
  • рядом с дорожками недопустима посадка растений с большой корневой системой, так как при разрастании насаждения испортят покрытие.

Важно! Суммарная площадь дорожек не должна превышать 15% от площади участка.

Рекомендуемые размеры дачных и гаражных дорожек

Чтобы удобнее было пользоваться сетью дорожек, и при этом не затрачивать лишние материалы для строительства и усилия, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже.

Ширина дачных тропинок

Оптимальная планировка по ширине:

  • основные дорожки — обычно направленные к дому или значимому строению. Планируются так, чтобы два человека без затруднений расходились бы на них. Ширина берётся 1-1,5 м, при этом стандарт на 1 человека составляет 0,7-0,75 м;
  • ширина главной дороги может достигать 3 м, учитывая проезд автомобиля и техники;
  • дополнительные тропинки, например от летнего или гостевого домика к территории отдыха, выполняются с шириной 0,8-1 м;
  • ширина пошагового вида тропинок составляет 0,5- 0,6 м. Их устанавливают среди клумб и альпийских горок. Используют их от случая к случаю для простых работ — полив или небольшая прополка. Для подобных троп из дёрна извлекают участки с промежутком в шаг. Далее на утрамбованную землю укладывают слой песка, мелкого щебня или гравия. Верхний слой, он же декоративный — это плитка, камень или деревянные кругляки.

Важно! Описываемые фрагменты располагают ниже газонного уровня для возможности его свободного скашивания.

Ширина гаражной дороги

Размеры берутся несколько больше ширины автомобиля, а вот к высоте гаражной площадки различаются два подхода:

  • выше уровня газона — у подобных дорожек по всей их протяжённости обязателен поперечный уклон обеспечивающий сток воды. Вариант целесообразен на участке с надёжным дренажем, иначе сырость будет застаиваться в рядом расположенных местах. По обеим сторонам периодически обустраивают водосточные канавки;
  • меньше уровня газона — система сама может отводить воду. Их не монтируют на землях со значительным уровнем грунтовых вод.

Предпочтительнее, чтобы газон у гаражной дорожки был выше её на пару сантиметров — так удобнее косить и выигрышнее выглядит визуально.

Устройство дорожек

Выбор материала для мощения

Выбирая покрытие для мощения больших и малых тропинок опирайтесь как на материальные возможности, так и на эстетические предпочтения. При этом определяющим показателем эксплуатации считается необходимость в регулярной чистке от снега.

Важно! Дорожки с твёрдым верхним слоем чистить от снега можно, с мягким покрытием этого не получится.

К дорожкам с твёрдым покрытием относятся — бетонированные и выложенные природным камнем, плиткой или устойчивым кирпичом.

К тропам, имеющих мягкий верхний слой, относятся — грунтовые, гравийные, насыпные щебнем, корой деревьев, крошкой из резины или выложенные с применением резиновой плитки, газонной травы и дёрна или деревянных плоских фрагментов. Очень красив верхний слой мягкой дорожки из гальки. Для них важна фиксация края.

В местах, где дорожка не используется максимально часто, допустимы смешанные покрытия. Они представляют собой уложенные с промежутком твёрдые фрагменты, пустоты между которыми заполняют травой, мелким щебнем или галькой, песком или древесной корой.

Основание в зависимости от грунта

Верхний слой, выполненный из разных материалов — брусчатки, кирпича, плитки, камня или деревянных плиток, подразумевает что у дорожки может быть самое разное основание по наполняющим его слоям.

Выбор основания во многом определяется видом основного грунта:

  • песчаный — универсальный, так как вода свободно впитывается в него самостоятельно. Нет необходимости в дополнительном обустройстве дренажных элементов. Подойдёт под любое основание. Для сооружения канавы удаляем 0,15-0,2 м почвенного слоя;
  • супесь или суглинистый грунт — при работе с ним верхний слой удаляется на 0,25-0,3 м, дно застилается специализированным текстилем. Далее послойно насыпаются все слои основания. В целом такой грунт пригоден для возведения крепких монолитных дорог на участке.;
  • глинистый и торфяной — наиболее проблемные грунты для устройства дорожной сети. На подобных территориях важно предусмотреть систему боковых стоков и дренажа.

Основание под дорожку с усиленным задействованием

Если дорожка планируется основной и по ней будут перемещаться транспорт и тяжёлые грузы, то один из слоёв основания должен содержать цементно-песчаную смесь.

Даём пример такой усиленной дорожки:

  • по всей длине и ширине будущей дорожки выкапывается траншея глубиной 0,25-0,3 м;
  • максимально трамбуют;
  • засыпают в траншею песок — 0,05 м;
  • следующий слой – 0,15 м щебня;
  • слой щебня повторно утрамбовывается, так как основание должно быть цельным;
  • сверху вносят ещё раз 0,1 м мелкого песка. Он должен забиться в щебень для заполнения пустот;
  • завершающий слой — засыпаем толщиной 0,06 м песчано — цементную смесь из расчёта песка и цемента 4:1.

Важно! Получается такой же раствор, но в более простом исполнении, так как отсутствует необходимость в дополнительных механических приспособлениях.

На такое основание ложится плитка, брусчатка, камень или другие материалы. Уложить на строительный раствор под небольшим углом для ската жидкости.

Облегчённая тропа с ПГС (песчано-гравийной смесью)

Такая конструкция используется только для ходьбы людей:

  • для пешеходной тропинки достаточно 0,15 м песчано-гравийной смеси;
  • 0,05 м чистого песка для выравнивания под плитку;
  • ПГС допустимо вместо трамбовки максимально проливать водой, так она плотнее ляжет;
  • пустоты и места швов пролить водой с намешанным мелким песком;
  • размер траншеи — так, чтобы плитка или брусчатка располагалась на 0,02 м меньше уровня земли.

 

Важно! Сразу после схода снега и обильных осадков такая конструкция в некоторых местах может вздыбиться, но постепенно тропинка примет свой первоначальный вид.

Дорожка с песчаным основанием

Тропинка с таким основанием выдерживает несколько сезонов при тщательной утрамбовке песка и вполне пригодна пешеходных дорожек. Вам время от времени придётся досыпать песок и поливать её обильно, постепенно дорожка станет вполне надёжной конструкцией.

Важно! Выполните основание из трёх слоёв — нижний насыпьте крупный речной песок, потом небольшой слой глины и основной слой обычный строительный песок. Такая конструкция будет крепче и сможет выполнять задачи канавки для дренажа.

Пошаговый пример:

  • вырываем канавку не менее 0,15 м глубиной;
  • насыпается слой речного песка 0,1 м;
  • обильно проливается водой;
  • тщательно трамбуем;
  • желательно уложить слой используемого для этих целей текстиля;
  • укладываем слой глины или песка, в котором много глины;
  • у нас получилось основание для мощения плиткой или любым другим материалом;
  • щели просыпаются песком и ещё раз проливаются.

Важно! Дорожки с таким основанием предусматривают возведение бордюра, так значительно увеличится срок её эксплуатации.

Мягкая дорожка и её выполнение

Простой вариант для второстепенных тропок:

  • слой грунта снимаем на глубину 0,25 м;
  • дно траншеи тщательно утрамбовываем;
  • насыпаем 0,05 м песка и трамбуем ещё раз;
  • стелим подготовленный текстиль;
  • возводим бордюры;
  • насыпаем и трамбуем финишный слой — это может быть щебень или кора.

Важно! При сооружении такой тропинки очень важно усиленно трамбовать каждый слой при укладке. В основном, учитывая что это прогулочная часть, дорожка прослужит долго.

Монолитная бетонная дорожка

Вариант крепкой дорожки при регулярном её задействовании как основной:

  • слой почвы снимается не менее 0,25 м;
  • теперь идёт слой щебня 0,15 м с хорошей утрамбовкой;
  • монтируем опалубку из досок или пластика и высоких колышков;
  • опалубка не менее чем на 0,05 м выше траншеи, колышки располагаются с внешней стороны опалубки;
  • стелим любой материал, пропускающий воду — текстилем для укладки в почву или агрономическим волокном;
  • вносим слой песка;
  • утрамбовываем и ровняем так, чтобы будущий бетонный слой был равномерный;
  • если предусмотрено армирование, то на этом этапе устанавливают металлическую сетку и заливают раствором при постоянном выравнивании большим шпателем.

Важно! Для пешеходных дорожек толщина бетонного слоя оптимальна — 0,1 м, для основных путей, по которым будет двигаться техника и автомобиль – не менее 0,15 м.

При возможном скромном виде дорожка из бетона выглядит скромнее и в то же время её возведение более дорогое и затруднительное. Но именно такой вид дорожки наиболее вынослив, есть возможность регулярной очистки от снега лопатой и от мусора обычной метлой.

Фото идеи самодельных садовых дорожек

 

 

 

Автор статьи:
Добавить комментарий