Как сделать садовые дорожки своими руками — пошаговая инструкция изготовления и фото идеи из цемента, камня, щебня, дерева
Для уютного и полноценного дачного участка или загородного дома важно всё — высаженные кустарники и растущие в клумбах растения, дополнительные строения в виде беседок и отдельных территорий для отдыха. Всё перечисленное великолепие между собой соединяют тропинки или полноценные дорожки.
Выбору, планировке и выполнению которых и будет посвящена данная статья.
Типы дорожек и их планировка
Два основных типа дорожек
Дорожки — это часть инженерной конструкции любого участка, связывающая в единую сеть разрозненные зоны на общей территории. Как правило, это центральные ворота, жилое здание, гараж, летний кухонный пристрой, место отдыха и отдельные тропинки к цветникам, парнику и грядкам.
Очень велика эстетическая часть описываемого элемента ландшафта, так как конфигурация дорожек и тип применяемого покрывающего материала окажут значительное впечатление о территории целиком.
Дорожки разделяют на два вида — основные и дополнительные:
- основные — проходят от центральных ворот через участок к дому и от дома к основным хозяйственным постройкам. Они подразумевают увеличенную нагрузку. Исходя из этого их монтируют с применением максимально надёжных материалов;
- дополнительные — увеличивают степень комфорта. Их мостят, чтобы не наступать после осадков на сырую и грязную поверхность. Направляют вспомогательные тропинки чаще всего к месту отдыха, где располагают гамак, качели, зону для игр, бассейн и беседку с мангалом.
Первый вид дорожек может ещё называться как главные или рабочие. Второй вид вспомогательных дорожек часто указывают как второстепенные или прогулочные.
На местностях с выраженным рельефом практичнее смонтировать оригинальную лестницу с оптимальным размером ступеней 0,15 м высотой и 0,20-0,40 м шириной.
Важно! Классификация подразумевает силу предполагаемой нагрузки. Есть значительная разница в том, если по дороге будут периодически ездить машины, гружёная техника или будут просто перемещаться люди.
Совет! Если есть возможность сделать покрытие центральной дороги участка одним материалом с цоколем основного жилого здания, то сделайте это непременно, так общий вид станет единым и презентабельным.
Профессиональная планировка дорожек
Разметка расположения дорожек по территории участка начинается с подробного эскиза.
Учитывается во время разметки дорог:
- рельеф участка;
- залегание грунтовых вод;
- местонахождение готовых и планируемых построек;
- наличие массивных насаждений;
- характеристика грунта.
Советы специалистов укладываются в перечисленные далее пункты:
- в местах пересечения дорожек избегайте прямых, а тем более острых углов;
- выигрышны визуально спланированные дугообразные формы с травянистым бортиком;
- чем ближе участок к первозданному облику, тем замысловатее получается дорожная сеть, исключая центральную;
- идеальные прямые короткие дорожки могут получиться только на исключительно прямом ландшафте с отсутствием деревьев или крупных кустов, которые нужно обходить;
- рядом с дорожками недопустима посадка растений с большой корневой системой, так как при разрастании насаждения испортят покрытие.
Важно! Суммарная площадь дорожек не должна превышать 15% от площади участка.
Рекомендуемые размеры дачных и гаражных дорожек
Чтобы удобнее было пользоваться сетью дорожек, и при этом не затрачивать лишние материалы для строительства и усилия, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже.
Ширина дачных тропинок
Оптимальная планировка по ширине:
- основные дорожки — обычно направленные к дому или значимому строению. Планируются так, чтобы два человека без затруднений расходились бы на них. Ширина берётся 1-1,5 м, при этом стандарт на 1 человека составляет 0,7-0,75 м;
- ширина главной дороги может достигать 3 м, учитывая проезд автомобиля и техники;
- дополнительные тропинки, например от летнего или гостевого домика к территории отдыха, выполняются с шириной 0,8-1 м;
- ширина пошагового вида тропинок составляет 0,5- 0,6 м. Их устанавливают среди клумб и альпийских горок. Используют их от случая к случаю для простых работ — полив или небольшая прополка. Для подобных троп из дёрна извлекают участки с промежутком в шаг. Далее на утрамбованную землю укладывают слой песка, мелкого щебня или гравия. Верхний слой, он же декоративный — это плитка, камень или деревянные кругляки.
Важно! Описываемые фрагменты располагают ниже газонного уровня для возможности его свободного скашивания.
Ширина гаражной дороги
Размеры берутся несколько больше ширины автомобиля, а вот к высоте гаражной площадки различаются два подхода:
- выше уровня газона — у подобных дорожек по всей их протяжённости обязателен поперечный уклон обеспечивающий сток воды. Вариант целесообразен на участке с надёжным дренажем, иначе сырость будет застаиваться в рядом расположенных местах. По обеим сторонам периодически обустраивают водосточные канавки;
- меньше уровня газона — система сама может отводить воду. Их не монтируют на землях со значительным уровнем грунтовых вод.
Предпочтительнее, чтобы газон у гаражной дорожки был выше её на пару сантиметров — так удобнее косить и выигрышнее выглядит визуально.
Устройство дорожек
Выбор материала для мощения
Выбирая покрытие для мощения больших и малых тропинок опирайтесь как на материальные возможности, так и на эстетические предпочтения. При этом определяющим показателем эксплуатации считается необходимость в регулярной чистке от снега.
Важно! Дорожки с твёрдым верхним слоем чистить от снега можно, с мягким покрытием этого не получится.
К дорожкам с твёрдым покрытием относятся — бетонированные и выложенные природным камнем, плиткой или устойчивым кирпичом.
К тропам, имеющих мягкий верхний слой, относятся — грунтовые, гравийные, насыпные щебнем, корой деревьев, крошкой из резины или выложенные с применением резиновой плитки, газонной травы и дёрна или деревянных плоских фрагментов. Очень красив верхний слой мягкой дорожки из гальки. Для них важна фиксация края.
В местах, где дорожка не используется максимально часто, допустимы смешанные покрытия. Они представляют собой уложенные с промежутком твёрдые фрагменты, пустоты между которыми заполняют травой, мелким щебнем или галькой, песком или древесной корой.
Основание в зависимости от грунта
Верхний слой, выполненный из разных материалов — брусчатки, кирпича, плитки, камня или деревянных плиток, подразумевает что у дорожки может быть самое разное основание по наполняющим его слоям.
Выбор основания во многом определяется видом основного грунта:
- песчаный — универсальный, так как вода свободно впитывается в него самостоятельно. Нет необходимости в дополнительном обустройстве дренажных элементов. Подойдёт под любое основание. Для сооружения канавы удаляем 0,15-0,2 м почвенного слоя;
- супесь или суглинистый грунт — при работе с ним верхний слой удаляется на 0,25-0,3 м, дно застилается специализированным текстилем. Далее послойно насыпаются все слои основания. В целом такой грунт пригоден для возведения крепких монолитных дорог на участке.;
- глинистый и торфяной — наиболее проблемные грунты для устройства дорожной сети. На подобных территориях важно предусмотреть систему боковых стоков и дренажа.
Основание под дорожку с усиленным задействованием
Если дорожка планируется основной и по ней будут перемещаться транспорт и тяжёлые грузы, то один из слоёв основания должен содержать цементно-песчаную смесь.
Даём пример такой усиленной дорожки:
- по всей длине и ширине будущей дорожки выкапывается траншея глубиной 0,25-0,3 м;
- максимально трамбуют;
- засыпают в траншею песок — 0,05 м;
- следующий слой – 0,15 м щебня;
- слой щебня повторно утрамбовывается, так как основание должно быть цельным;
- сверху вносят ещё раз 0,1 м мелкого песка. Он должен забиться в щебень для заполнения пустот;
- завершающий слой — засыпаем толщиной 0,06 м песчано — цементную смесь из расчёта песка и цемента 4:1.
Важно! Получается такой же раствор, но в более простом исполнении, так как отсутствует необходимость в дополнительных механических приспособлениях.
На такое основание ложится плитка, брусчатка, камень или другие материалы. Уложить на строительный раствор под небольшим углом для ската жидкости.
Облегчённая тропа с ПГС (песчано-гравийной смесью)
Такая конструкция используется только для ходьбы людей:
- для пешеходной тропинки достаточно 0,15 м песчано-гравийной смеси;
- 0,05 м чистого песка для выравнивания под плитку;
- ПГС допустимо вместо трамбовки максимально проливать водой, так она плотнее ляжет;
- пустоты и места швов пролить водой с намешанным мелким песком;
- размер траншеи — так, чтобы плитка или брусчатка располагалась на 0,02 м меньше уровня земли.
Важно! Сразу после схода снега и обильных осадков такая конструкция в некоторых местах может вздыбиться, но постепенно тропинка примет свой первоначальный вид.
Дорожка с песчаным основанием
Тропинка с таким основанием выдерживает несколько сезонов при тщательной утрамбовке песка и вполне пригодна пешеходных дорожек. Вам время от времени придётся досыпать песок и поливать её обильно, постепенно дорожка станет вполне надёжной конструкцией.
Важно! Выполните основание из трёх слоёв — нижний насыпьте крупный речной песок, потом небольшой слой глины и основной слой обычный строительный песок. Такая конструкция будет крепче и сможет выполнять задачи канавки для дренажа.
Пошаговый пример:
- вырываем канавку не менее 0,15 м глубиной;
- насыпается слой речного песка 0,1 м;
- обильно проливается водой;
- тщательно трамбуем;
- желательно уложить слой используемого для этих целей текстиля;
- укладываем слой глины или песка, в котором много глины;
- у нас получилось основание для мощения плиткой или любым другим материалом;
- щели просыпаются песком и ещё раз проливаются.
Важно! Дорожки с таким основанием предусматривают возведение бордюра, так значительно увеличится срок её эксплуатации.
Мягкая дорожка и её выполнение
Простой вариант для второстепенных тропок:
- слой грунта снимаем на глубину 0,25 м;
- дно траншеи тщательно утрамбовываем;
- насыпаем 0,05 м песка и трамбуем ещё раз;
- стелим подготовленный текстиль;
- возводим бордюры;
- насыпаем и трамбуем финишный слой — это может быть щебень или кора.
Важно! При сооружении такой тропинки очень важно усиленно трамбовать каждый слой при укладке. В основном, учитывая что это прогулочная часть, дорожка прослужит долго.
Монолитная бетонная дорожка
Вариант крепкой дорожки при регулярном её задействовании как основной:
- слой почвы снимается не менее 0,25 м;
- теперь идёт слой щебня 0,15 м с хорошей утрамбовкой;
- монтируем опалубку из досок или пластика и высоких колышков;
- опалубка не менее чем на 0,05 м выше траншеи, колышки располагаются с внешней стороны опалубки;
- стелим любой материал, пропускающий воду — текстилем для укладки в почву или агрономическим волокном;
- вносим слой песка;
- утрамбовываем и ровняем так, чтобы будущий бетонный слой был равномерный;
- если предусмотрено армирование, то на этом этапе устанавливают металлическую сетку и заливают раствором при постоянном выравнивании большим шпателем.
Важно! Для пешеходных дорожек толщина бетонного слоя оптимальна — 0,1 м, для основных путей, по которым будет двигаться техника и автомобиль – не менее 0,15 м.
При возможном скромном виде дорожка из бетона выглядит скромнее и в то же время её возведение более дорогое и затруднительное. Но именно такой вид дорожки наиболее вынослив, есть возможность регулярной очистки от снега лопатой и от мусора обычной метлой.
Фото идеи самодельных садовых дорожек