Шпалы деревянные — размеры и вес железнодорожной шпалы по ГОСТ, типы и характеристики

«Рельсы, рельсы, шпалы…» знаменитая поговорка надежно иллюстрирует железнодорожную сеть сообщения. Последние всегда служили в качестве опорной конструкции, что делало выбор материала для их создания крайне важной задачей.

Всего пару десятилетий назад почти все они состояли из дерева и отлично справлялись со своим главным назначением. В современном мире деревянные конструкции все чаще меняют на аналогичные виды, созданные из более прочного материала.

Содержание

Достоинства

Рынок строительных материалов с каждым годом растет как на дрожжах. Появляются новые виды, которые постепенно вытесняют старые. Но спрос на деревянные шпалы еще долго не утихнет, ведь они наделены многими важными достоинствами.

Плюсы:

  • высокий уровень упругости материала;
  • изготовление не требует лишних затрат на множество оборудования;
  • производства из дерева обходится намного меньше производства аналогичных вариантов;
  • рельсы легко закрепляются;
  • балластный слой имеет твердую сцепку;
  • материал не боится перепадов температур;
  • низкая электропроводность.

Вначале заготавливается брус из правильной древесины. Он утверждается по нормам указанным в документах и обрабатывается.

Недостатки

Ежедневно железной дороге приходится подвергаться множествам нагрузок. Чем дольше она эксплуатируется по прямому назначению, тем выше риск появления дефектов.

  1. Продольное растрескивание.

Незащищенные никакими составами внутри, шпалы начинают раскалываться. Чем больше трещин появляется, тем меньше срок службы.

  1. Деформация материала.
  2. Гниение подкладок.

Минусы материала:

  • маленький срок эксплуатации по сравнению с другими строительным материалами;
  • цена сырья, что идет на заготовку, очень высокая;
  • проблемы, возникающие в моменты утилизации.

Классификация

В современном мире согласно общепринятым стандартам, действующим на территории РФ, шпалы подразделяются на виды по нескольким критериям:

  • по форме;
  • качеству;
  • наличию пропитки;
  • сфере применения.

Согласно первому признаку форма шпалы могут быть обрезная, полуобрезная и необрезная. Также есть ряд дополнительных признаков выделяющих отдельный вид шпал.

Второй критерий подразделяет шпалы на несколько сортов. Каждый из них применяется на соответствующей своей важности местности.

Применение

Шпалы, созданные из дерева, применяются в самых разнообразных ситуациях:

  • в звеньевых зонах;
  • на узколейках;
  • при любых типах почвы (болотистая, нестабильная и т.п).

В некоторых зонах, например на бесстыковых путях, намеренно используют деревянные шпалы. Такой вид намного эффективнее справляется с нагрузкой и скоростью, развиваемой поездом в данной зоне.

Параметры

В случае шпал законодательная инициатива не так строга. Нет огромной структуры классификаций, видов и т.д. Установлено три класса, каждый из которых устанавливает свои размеры.

Например, параметры одного из классов по толщине 1,8 м, а по высоте 1,5. Другой ушел не так далеко, что делает разницу между ними не слишком заметной невооруженным глазом. Она составляет 1,5 м по толщине и 1,05 по высоте.

Длина у всех разновидностей одинаковая. Она равна 275 см. Все установленные классы должны придерживаться одной и той же влажности сырья (до 23%). В случаях, когда данный показатель превышает установленную норму, необходимо устранить этот недостаток путем припуска для усушки.

Размеры и длина

Как уже отмечалось ранее размер у всех шпал должен быть одинаковым. Однако, в некоторых исключительных допускается увеличение длины до 280 см.

Пару сантиметров добавляют тогда, когда подразумевается осуществление большего грузопотока на установленных путях. Пути, где подразумевается различная ширина колеи длина может устанавливаться и превышать два метра, равняясь 300 см.

Вес

Вес конструкции зависит от веса сырья, из которого шпалы изготавливаются. Самыми популярными материалами для изготовления считаются хвойные деревья: ель, сосна. Масса подобной древесины составляет около 83-84 кг (плюс-минус килограмм).

Типы

Данный вид классификации подразделяет шпалы на несколько видов. В его основе лежат пути, на которые впоследствии эти шпалы уложат:

  1. Главные пути. Подразумеваются в качестве основных. Это те самые пути, на которые приходится самый большой объем грузопотока. Также на этих путях соблюдается высокая скорость движения.
  2. Основные пути 3 и 4 классы. К этой категории также относятся сортировочные пути. Подразумевается, что на них будет наблюдаться высокая интенсивность движения.
  3. Пути 5 класса. К ним же относят все пути, предполагающие какую-либо маневренность. Подобные пути предполагают пониженную скорость и интенсивность движения.

По форме шпалы подразделяют на:

  1. Обрезные. Их обычно пропиливают так, чтобы сформировались все четыре стороны. Шпалы подобной формы укладываются на самые главные, а следовательно и самые важные участки путей.
  2. Полуобрезные. Эти шпалы пропиливают только с трех сторон. Еще парочка сторон пропиливается лишь частично. Материал данной формы применяются при укладывании шпал на станциях и других путях.
  3. Необрезанные. Несмотря на категоричность названия пара сторон все же обрабатывается. Обычно это две противоположные стороны. Используются во всех остальных случаях.

Технические требования

Как и любого используемого в строительных работах материала, у дерева есть свои нормы. Эти нормы устанавливает законодательство РФ, они действуют на всей территории страны. Прежде всего это требования ГОСТа. Большинство из них уже отмечалось выше, когда речь шла о классификации и назначении.

Также следует указать на то, что необрезанные стороны, несмотря на отсутствие обработки должны отчищаться от коры и любых выступающих элементов. К таким элементам относятся сучки дерева, торчащие из самых неожиданных углов. Их необходимо срезать, чтобы поверхность необрезанной стороны была ровной.

Нормы ГОСТа устанавливают обязанность по обработке материала маслянистым защитным составом. Эта обязанность ложится целиком и полностью на плечи производителя. В спецификациях или инструкции должны быть указаны все производимые с сырьем манипуляции. Чтобы сохранить его в целости до момента продажи, укладываются специальные штабеля. Они хранятся на складе с умеренной влажностью, чтобы природное богатство не отсырело.

Качество эксплуатации не должно вызывать никаких вопросов, ведь от него зависят жизни людей. В установленном графиком порядке должен производится своевременный обход путей. Если будет обнаружен дефект, он должен быть устранен немедленно.

Фото шпал деревянных

Автор статьи:
Добавить комментарий